Главная страница     Предыдущая страница

    Инновации как общее средство повышения конкурентоспособности Албул С.В. (группа ММГ-09-1, albul@misis.ru)

Кафедра экономической теории

Институт экономики и управления промышленными предприятиями

Нанотехнологии и технологии новых материалов

    В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счёт развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. Поиск и использование инноваций непосредственно на предприятиях является актуальной проблемой.

    В первой части работы рассмотрены понятия конкурентоспособности продукции и конкурентоспособности предприятия, представлены различные взгляды исследователей на эти понятия и на методы оценки конкурентоспособности, а также указаны проблемы, связанные с трактовкой этих понятий. В частности, конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность предприятия–производителя продукции зачастую соотносят между собой как часть и целое. Такое понимание конкурентоспособности предприятия с привязкой к производимым в данный момент предприятием продуктам и его нынешнему положению на рынке представляется неполным, так как не учитывает возможный неэффективно использованный потенциал компании или еще не успевший воплотиться эффект от инвестиций в инновации.

    Во второй части работы был рассмотрен один из ключевых механизмов влияния инновационной стратегии предприятия на его конкурентоспособность. Была представлена модель трех кругов конкуренции, где первый круг – это производство, второй круг – маркетинг, а третий круг – инновации. На примере некоторых крупных мировых производителей было показано, что если компания не конкурирует на третьем круге, то какими бы сильными ни были её позиции на первых двух кругах, ее, скорее всего, ожидает кризис.

    Были сделаны соответствующие выводы о том, что нововведения и инновации представляют собой важнейшие средства обеспечения стабильности хозяйственного функционирования, эффективности функционирования и конкурентоспособности. Существует строгая зависимость между конкурентными позициями, эффективностью предприятия и его инновационным потенциалом.

    Вместе с тем необходимо иметь в виду задачу, высказанную известным теоретиком инноватики Б. Твиссом, который подчеркивал, что "проблема не только в самих нововведениях как таковых, но скорее в эффективном, ориентированном на прибыль управлении научно-техническими нововведениями".

    Работа выполнена под руководством профессора, к.э.н. Костюхина Ю.Ю.

Следующая страница